Электросамокаты: рассказываем, как сделать правильный выбор
Выходите из дома с рюкзаком на плечах, неся в руке сложенный электросамокат. Оказавшись на улице, одним движением поднимаете руль – и уже через секунду устремляетесь на работу со скоростью 15-25 км/ч, минуя пробки, наблюдая за окрестностями, вдыхая полной грудью свежий воздух и при этом не нанося окружающей среде абсолютно никакого вреда. Примерно такую картину рисует воображение потенциального обладателя электросамоката и, признаем, в целом она соответствует действительности.
Однако чтобы воображаемое стало реальным (и при этом вы не разочаровались) нужно выбрать электросамокат, который вам точно подойдет. Поэтому давайте разберемся, о чем вам нужно знать перед покупкой:
Двигатель
Центральный элемент конструкции электросамоката, от которого зависят скорость, грузоподъемность, длительность поездки и многие другие характеристики. Двигатели у этого типа транспортного средства бывают цепными (если они соединяются с колесом цепью) и так называемыми «мотор-колесо» (это когда электродвигатель находится непосредственно внутри колеса). Второй тип менее подвержен поломкам, легче в эксплуатации и вообще более современный и продвинутый.
Электросамокаты с «мотор-колесом» различаются по типу привода:
Переднеприводные более управляемы, но хуже ведут себя на неровных поверхностях;
Заднеприводные легче взбираются в горки и преодолевают препятствия, но на поворотах их заносит;
Полноприводные лишены недостатков в управляемости и проходимости, однако быстрее расходуют ресурсы аккумулятора.
От мощности двигателя зависит скорость, которую может развить электросамокат:
До 50 Вт – 3-5 км/ч;
200-300 Вт – 15-20 км/ч;
350–500 Вт – 30-40 км/ч;
1000 Вт и выше – 40-80 км/ч.
Аккумулятор
Еще один определяющий элемент. Бывают свинцовые и ионно-литиевые аккумуляторы. Первые менее емкие и дольше заряжаются, зато более устойчивы к холоду. Вторые заряжаются быстро и часто имеют большую емкость, однако чувствительны к температуре.
Важный лайфхак! Производители часто пишут, на какое расстояние вам хватит одной зарядки. Однако лучше самим посмотреть емкость аккумулятора (она измеряется в ампер/часах) и примерно определить продолжительность его работы по следующей табличке:
10-15 км – 5 А/ч;
25-30 км – 7.5-8 А/ч;
40-55 км – 10-13.5 А/ч;
60 км и больше – 20-51 А/ч.
Но помните – многое зависит еще и от вашего веса, скорости движения, состояния дорожного покрытия и даже погодных условий.
Колеса
Третий ключевой элемент электросамоката. Они делятся на три типа:
Литые цельные – прочные, износостойкие, но абсолютно неремонтопригодные и практически без амортизации;
Литые перфорированные – обладают теми же достоинствами и недостатками, но за счет отверстий амортизируют все же чуть лучше литых цельных;
Пневматические (надувные) – менее «живучие», зато их легко отремонтировать самому, к тому же они отлично амортизируют.
Пневматические колеса, в свою очередь, делятся на камерные и бескамерные. Второй вариант проще ремонтировать, но такие колеса дороже.
Колеса различаются по диаметрам:
5-7 дюймов – детские электросамокаты;
8-8.5 дюймов – стандартный диаметр;
10-10.5 дюймов – диаметр для мощных и более дорогих моделей;
11-12 дюймов – встречается во флагманских моделях или электросамокатах с сиденьями;
13 дюймов и больше – электроскутеры, CityCoco или форм-факторы.
Главный принцип, который вы должны помнить и учесть при покупке – чем больше диаметр, тем лучше амортизация. Также стоит учесть ширину колес, которая обычно варьируется от 2 до 2.8 дюймов. Чем шире – тем более устойчив будет ваш аппарат. Кроме того, обратите внимание на протектор покрышки: если собираетесь ездить по бездорожью, выбирайте с более отчетливым и глубоким рисунком.
Наконец, электросамокаты различаются по количеству колес:
Двухколесные – самый распространенный вариант;
Трехколесные с двумя колесами сзади – более устойчивые и комфортные модели;
Трехколесные с двумя колесами спереди – маневренные, скоростные и проходимые модели.
В отношении количества колес также стоит учитывать, что чем их больше – тем более громоздким и тяжелым будет ваш электросамокат.
Рама
Изготавливается из стали или алюминия. Первая более прочная, но и более тяжелая.
По механизму складывания бывает:
Классическая – складывается с помощью рычага между рулевой стойкой и декой;
Кнопочная – складывается после нажатия кнопки;
Super ReinForce – складывается с помощью предохранительной трубки.
Если вы покупаете самокат с сиденьем, нужно также посмотреть, как оно складывается. Кроме того, есть модели со складными ручками, что делает аппарат еще более компактным.
Тормозная система
Важнейший элемент вашей безопасности. Тормоза в электросамокатах бывают:
Дисковые – открытая система, подверженная влиянию пыли и грязи. Есть гидравлические дисковые тормоза (мощные, но дорогие и сложные в обслуживании) и механические (дешевые и простые);
Барабанные – находятся внутри корпуса колеса, поэтому очень надежные и долговечные;
Электронные – иногда дополняют дисковые и барабанные, если же на электросамокате установлены только электронные тормоза, то тормозной путь будет очень длинным;
Тормоз крылом – применяется на самых простых или детских моделях.
Более безопасны модели с комбинированными тормозами, которые действуют сразу на двух колесах. Например, барабанный спереди и электронный сзади.
Что еще следует учесть при покупке электросамоката?
Вес – он варьируется от 7 до 50 кг; Клиренс – от 60 до 100 мм; Грузоподъемность – стандартная до 120 кг и повышенная до 130-150 кг; Амортизаторы – от них зависит комфорт езды; Наличие брызговиков – без них ездить в дождь или по лужам не рекомендуем; Бортовой компьютер – позволит контролировать скорость, зарядку аккумулятора и другие важные параметры; Фары, стоп-сигнал и светоотражатели – позволят передвигаться в сумерках и сделают вас заметным для других участников дорожного движения; Длина и ширина деки – ее подбирают в зависимости от ваших габаритов и размера ноги; Высота руля – комфортное положение – чуть выше поясницы райдера. Убедитесь, что длины телескопической ручки хватит, чтобы установить руль на нужной высоте.
Что говорят об электросамокатах ПДД?
Самокаты, электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, роликовые коньки, сигвеи относятся к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) – то есть не являются транспортными средствами. Человек, который на них передвигается, приравнивается к пешеходу.
Это значит, что в ПДД нет никаких требований к оснащению СИМ, для управления ими не требуются водительские права и нет прописанных ограничений скорости. Вместе с тем, это также означает, что на СИМ можно передвигаться только по тротуарам, велодорожкам и пешеходным зонам. Выезжать на проезжую часть на СИМ, включая электросамокаты, нельзя!
Также стоит учитывать, что сейчас готовятся поправки в Правила дорожного движения, согласно которым предельная скорость электросамокатов будет ограничена 25 км/ч, их необходимо будет оборудовать фарами и светоотражателями, а детям до 12 лет запрещено будет пользоваться этими СИМ.