Как подготовить автомобиль к зиме?
Важные рекомендации и полезные лайфхаки
от эксперта
Следить за рабочим состоянием и не забывать о регулярных техосмотрах и профилактике — это базовый минимум любого владельца автомобиля. Это помогает вовремя выявить проблемы, которые могут повлиять на вашу безопасность на дороге. Зимой, когда температуры низкие и часто идет снег или дождь, водителям приходится учитывать дополнительные факторы. Чтобы разобраться, как правильно подготовить машину к зиме, Куфар Авто поговорил с Алексеем Хотейкиным, начальником СТО сети «АвтоСоюзСервис». Он рассказал, на что стоит обратить внимание, поделился полезными советами и рассказал о важных моментах, которые помогут избежать проблем с автомобилем в холодное время года.
СТО в Минске
Алексей Хотейкин
Начальник СТО (ул. Куприянова, 4)
сеть СТО «АвтоСоюзСервис»
В первую очередь, очень рекомендую в зимний период пересмотреть свой стиль вождения: переходите на «смиренный». Представьте, что педаль газа — это больной зуб, на который не хочется нажимать. Конечно, и автомобиль к зимнему периоду необходимо привести в некоторую готовность. Вот некоторые обязательные пункты, на которые водитель должен  обратить внимание перед наступлением зимнего периода.
Главный ажиотаж при наступлении зимы испытывают работники шиномонтажей, потому что зима в наших краях наступает «резко» и фактически всегда в разное время.  Поэтому с первым снегом на шиномонтажах появляются поражающие воображение очереди. Естественно, в зимний период необходимо использовать только зимние шины, со специальной маркировкой. И это не только требование законодательства Республики Беларусь, но и ваша безопасность при эксплуатации автомобиля (как источника повышенной опасности). Здесь следует заметить: рекомендуется менять шины именно на зимние, а не на всесезонные. Причина в том, что последние не обеспечивают такого уровня безопасности при движении в условиях зимы.

Но не рекомендую использовать зимние шины круглый год. Так любят делать многие автомобилисты в целях экономии, и формально они не нарушают закон: зимняя резина создана для лучшего сцепления автомобиля с дорожным покрытием именно при низких температурах, а в летнее время она теряет свои свойства и быстро изнашивается. Получается, такая экономия в итоге увеличит ваши затраты.
Перед зимним периодом мы рекомендуем провести комплексную диагностику автомобиля на сервисе, где, помимо всего прочего, проверят состояние технических жидкостей

а) тормозная жидкость, 
б) охлаждающая жидкость,  
в) уровни масел (моторное, трансмиссионное, гидравлическое).

Состояние тормозной жидкости проверяется специальным прибором, который измеряет процент содержания воды. Если воды в жидкости больше 1%, это сигнал для ее замены. Вода в тормозной жидкости может серьезно повлиять на работу тормозов, особенно в мороз.

Охлаждающая жидкость тоже проверяется прибором, который определяет точку замерзания. Если эта температура выше -45°C, такую жидкость стоит заменить. Замерзшая охлаждающая жидкость в двигателе может привести к серьезным поломкам, вплоть до замены двигателя.

Низкий уровень масла всегда опасен для автомобиля. Рекомендуется менять масло по плану, но перед зимой, когда машина будет работать в тяжелых условиях, это особенно важно.

Следует отметить, что перечисленные технические жидкости не имеют разделения на зимние и летние, они всегда должны быть свежими и находится на необходимом уровне.

А вот жидкость омывателя стекол бывает двух видов: зимняя и летняя. Зимняя жидкость не замерзает при низких температурах, что позволяет мыть стекло даже в мороз. Это очень важно для безопасности на дороге.

Рекомендую следить за уровнем этой жидкости и держать небольшой запас в багажнике, поскольку немногие автомобили показывают, когда жидкость заканчивается. И это может произойти в самый неподходящий момент.

Кроме того, стоит помнить, что на рынке много контрафактной жидкости, которая не соответствует заявленным характеристикам и может быть опасной. Часто бывает, что на упаковке написано, что жидкость не замерзает при -25°C, но на самом деле она замерзает уже при -10°C и имеет неприятный химический запах, который может вызвать головные боли и другие проблемы. Поэтому покупайте жидкость омывателя у проверенных продавцов, чтобы снизить риск покупки некачественного товара.

Следующей сезонной технической жидкостью является  зимнее дизельное топливо, которое с помощью специальных присадок замерзает при более низких температурах. Все автомобилисты знают, что зимой самые большие трудности испытывают именно владельцы дизельных автомобилей, поэтому для снижения риска замерзания на наших АЗС в зимний период реализуют дизельное топливо «со снежинкой».
Аксессуары для автомобиля, которые пригодятся вам зимой
А) Скребок для очистки стёкол от наледи (стоит сущие копейки, однако тот, кто хоть раз пробовал обойтись без него, понимает что его «цена» занижена).

Б) Щётка для очистки снега, опытные водители рекомендуют выбирать щётки с длинной ручкой и не сильно пушистую (т.к. в пушистая забивается снегом и замерзает, при следующем использовании будет, как ледышка). 

Сейчас пункты А и Б продаются в сборе на одной рукоятке, что очень удобно.

В) Лопата для снега — поможет выехать из сугроба либо подготовить себе парковочное место во дворе.

Г) Провода для аварийной зарядки аккумулятора (для «прикурки»), в некоторых случаях аккумулятор даже будучи новым может замерзнуть — такие провода спасут вас от необходимости мерзнуть и ждать эвакуатор.

Также следует отметить, что все больше набирают популярность бустеры для запуска севших батарей — они также помогут вам в случае разрядки на морозе.

Однако следует помнить, что при глубокой разрядке в сильный мороз ни один из этих вариантов не поможет.

Д) Размораживатель замков — более актуален для автомобилей, не оснащенных дистанционным пультом управления центральным замком.

Аккумуляторная батарея

Следующий обязательный пункт проверки автомобиля — это проверка аккумуляторной батареи на предмет ее жизнеспособности. Очень актуально особенно для дизельных автомобилей, т. к. для их запуска зимой  необходим больший импульс, чем для двигателей внутреннего сгорания, на бензине. Проверка аккумуляторной батареи проводится специальным прибором: он показывает % жизнеспособности, уровень заряда, пусковой ток, внутреннее сопротивление. При анализе всех данных прибора диагност рекомендует/не рекомендует батарею к замене. 

Водителю следует помнить, что в зимний период не следует часто эксплуатировать  автомобиль в режиме коротких поездок: на 3 – 5 км либо на 10 – 15 минут. При таком режиме эксплуатации аккумуляторная батарея не успевает восстановить свой заряд и, даже будучи новой, может прийти в негодность.

Также в рамках данной проверки — рекомендуем посмотреть световые приборы: в зимнее время они также испытывают большую нагрузку из-за уменьшения светового дня.

Тормозная система

Тормозная система — один из важнейших моментов в автомобиле круглый год, а в зимний период ее важность сложно переоценить. Перед зимой рекомендуют провести комплексную диагностику тормозной системы, а также системы ABS (антиблокировочная система торможения, которая предотвращает полную блокировку колёс автомобиля при резком торможении), которая годами доказывает свою эффективность в условиях скользкого дорожного покрытия. Современные водители-профессионалы отказываются выходить в рейс, если не исправна такая система, и я с ними полностью согласен. 

При диагностике тормозной системы в автосервисе проверяются такие моменты, как остаток тормозных колодок, износ тормозных дисков, состояние тормозных суппортов, целостность тормозных магистралей, уровень и состояние тормозной жидкости, а также работа системы ABS. Важно напомнить, что если на приборной панели горит желтая лампочка с надписью ABS, это означает неисправность системы, а не её наличие, как считают некоторые водители.
подготовить автомобиль Куфар
Все необходимое вы сможете найти в разделах запчастей и шин

Подвеска

Проверка исправности подвески — это важная обязанность любого автомобилиста. Современные автомобили с высоким уровнем комфорта, хорошей шумоизоляцией и качественной мультимедией могут создать иллюзию безопасности, но на самом деле автомобиль остаётся источником повышенной опасности для всех участников дорожного движения. Исправная подвеска, как и тормозная система, имеет огромное значение для безопасности. Иногда можно увидеть на обочине дороги автомобиль с неестественно вывернутым колесом — это, как правило, результат того, что владелец не уделял должного внимания осмотру и ремонту подвески. Это привело к поломке одного из шарниров ходовой части.

Также износ узлов подвески автомобиля и как следствие нарушение углов установки колес (развал/схождение) сильно снижает уровень управляемости автомобилем. В условиях зимы с ее осадками, низкими температурами, снижением ширины дороги риск вырастает в разы.

Топливная аппаратура

Топливная аппаратура — в большей степени для дизельных двигателей. Работа при низких температурах — сильный стресс, раньше говорили, что один запуск дизеля при -10, равносилен по износу  1000 км. пробега, поэтому владельцы дизельных машин с большим трепетом следят за термометром зимой. Рекомендую перед началом заморозков в дизельных машинах, превентивно (т.е. вне регламента), заменить топливный фильтр (замерзающий парафин, который содержится в дизельном топливе,. концентрируется в фильтре), а также держать уровень топлива в баке на уровне 3/4, не менее (т. к. жидкости большего объема необходимо больше времени для замерзания).

Обработка кузова

Что касается обработки кузова к зиме — она однозначно нужна и крайне полезна, а также в независимости от того, обработан кузов или нет, необходимо, почаще  мыть машину от соли.
Небольшой перечень типичных неисправностей, с которыми обращаются клиенты с наступление зимы
  • Неисправен радиатор отопителя (не греет печка в салоне), забивается со временем, но обращают на нее внимание только, когда на улице холодно. Лечится аппаратной промывкой или заменой радиатора.

  • Неисправны щетки стеклоочистителя — общий износ  в совокупности с морозом выводит из строя трапецию стеклоочистителя, чаще всего лечится заменой трапеции стеклоочистителя.

  • Незапуск двигателя, самые частые причины — замерзло топливо, замерз аккумулятор.

  • Не работает система ABS, она летом нужна в меньшей степени, как правило ремонтируют зимой.
Вот наверняка не исчерпывающий,  но точно важный  список необходимых мер, которые должен применить водитель, который автомобиль готовит к эксплуатации зимой. Описанные меры должны быть одинаково применимы для автомобилей иностранного и отечественного производства, а также для новых и подержанных автомобилей.